Дневники путешествий Вход

Мечта сбывается
 Осень на Калитве
 Снежная поездка
 На двух колесах по тракту
 Прямоликие Криворожья

Архив

Поиск

Новый раздел

Новый познавательный портал о Донском крае

Дневники путешествий по Донскому краю

Новые записи в дневниках
май 24

Опубликовал: traveller
24.05.2010 23:51

… Ещё месяц назад я мечтал провести эти майские праздники вдали от цивилизации — в походе вдоль реки Калитва… Мне грезились меловые склоны, густые леса по берегам и быстрая река — с перекатами и глубокими омутами, с бродами и упавшими в воду деревьями… Но обстоятельства передвинули мой поход на месяц вперёд, и однодневная семейная вылазка в Лысогорку в этой ситуации представлялась мне лучшим вариантом…

Мы довольно бодро доехали до Родионово-Несветайской и тут пришлось несколько попетлять, впрочем, удачнее, чем в прошлый раз. Причина состояла в том, что хорошее по своей сути устройство под аббревиатурой GPS совершенно не приспособлено к российской действительности, а именно — оно не учитывает человеческого фактора, благодаря которому происходят постоянные изменения в доступности той или иной дороги. Вот и на этот раз рекомендуемая устройством дорога была преграждена раскрашенной дюймовой трубой, изображающей шлагбаум — пришлось, как всегда, искать объезд «по направлению». Немного попетляв, мы выскочили на какую-то дорогу, ведущую за пределы Родионовки, и, сличив её направление по паре карта-компас, был сделан вывод, что это именно та дорога, что нам нужна…

Первые километры были приятны — вокруг были идеалистические пейзажи с зелёной травкой, коровками, домишками и балочками; потом ситуация начала усугубляться ямами в асфальте, которые приходилось осторожно объезжать, часто по обочине… Где-то в районе Выдела дорога приобрела вообще аховое состояние — причём с одной потрясающей особенностью — речь идёт о корелляции теней деревьев с глубиной и направлением ям. Поясняю: если впереди участок дороги с растущими по обочине тополями, то тень, отбрасываемая деревом в середине майского дня, совпадает с контуром ямы. Звучит парадоксом, но этот факт замечен не только нами. Более того, в области тени от стволов находятся максимумы глубин. Всему этому есть объяснение — стоит вспомнить гелиографию Ньепса… И, думаю, тут есть ещё один фактор— уникальный состав дорожного покрытия…

Вообщем, проехав Большекрепинский, мы набрались уже достаточно опыта, чтобы, завидев группу тополей у дороги, стараться прошмыгнуть по обочине…
… Начались красивые сёла — Греково-Ульяновка, Каршенно-Анненка, где чистенькие домики утопают в сирени и цветущих яблонях-грушах… Наконец, мы подъехали к Крюково, где я сделал несколько снимков храма по просьбе нашей читательницы Людмилы…

Храм в селе Крюково

А дальше — Лысогорка; мы проезжаем мимо нужной дороги, но не жалеем об этом — просёлок ведёт через очень живописную ферму… Наконец, вот и поворот на дамбу, и мы с облегчением притыкаемся под ивами на самом берегу водохранилища, недалеко от меловых див…

Ивы над водохранилищем в Лысогорке

Сегодня тут аншлаг — около десятка машин расположилось в этом живописном месте, но всё тихо — на удивление… Удивляюсь, потому что здесь сегодня должны быть ребята с форума rostovmama.ru, вернее, из Клуба Экстремального Семейного Туризма при этом форуме, — они путешествуют по Ростовской области семьями, с детьми… Наверное, они всем своим дружным коллективом пошли гулять по окрестностям; в этот момент на берегу виднелся лишь одинокий парень с удочкой рядом с живописнейшим скоплением разных веселых детских походных прибамбасов типа микропалаток и надувных предметов непонятного мне назначения. Ещё две девушки виднелись на меловых столбах, и судя по тому, что они потом направилсь по тропинке вверх, я сделал вывод, что вся компания там, на вершине холма — на ровном пространстве перед лесополосой.

Меловые дивы Лысогорки

Мы начали взбираться вверх по меловой тропинке, вдыхая восхитительный аромат чабреца, и вскоре оказались на вершинах меловых столбов. Вид отсюда, как всегда, был потрясающий. На этот раз его украшали белые облака и реанимированная ферма на противоположном берегу, с чистенькими, побеленными коровниками…

Вид с меловых див

Мы побродили по меловым столбам и отправились по тропинке дальше… То место, где несколько лет назад была небольшая пещера в склоне, разочаровало… Пещера была обрушена и засыпана… Мне об этом в прошлом году говорил Михаил a.k.a. Face, когда он со своей группой ТАНАТ обследовал здешние подземелья, но я до последнего момента надеялся, что обрушена какая-то другая пещера… Увы…

Семья рассыпалась по склону… Происходил процесс нюхания растущих многочисленных цветов и фотосъемки окружающих красот… Я какое-то время деликатно ждал в сторонке, перебирая кремниевые желваки в поисках «кариесного», на предмет горного хрусталя, но вскоре это занятие мне наскучило… Меня влекло дальше, к следующему холму, где у подножия виднелись серые обнажения пород…

Соседний холм, под которым выход сеноманских отложений

Наконец, мы направились по тропинке вниз, к берегу и тут за нас плотно взялась комариная братия. Нет, они не кусались, но их сонмища просто бестолково роились возле лица, постоянно стараясь заглянуть нам в глаза и противно зудя… Особенно плотное скопления этой мошкары было в устье небольшой балочки, которую мы пересекали…

Не отпускали нас эти назойливые насекомые и всю дорогу вдоль обнажений, если я не ошибаюсь, сеноманского яруса. Эти светло-серые пески и песчаники были повеселее туронского мела, из которых сложены лысогорские дивы, — по части всяческих раковин, и вскоре моя коллекция пополнилась ещё одной ракушкой, которую я выковырял из непрочного известковистого песчаника, постоянно отмахиваясь от назойливого комарья…

Ракушка в песчанике

Очень скоро мы вышли на прибрежный луг, открытый лёгкому ветерку… Тут насекомые отстали и мы смогли беспрепятственно побродить между красивейших луговых цветов и высокой травы, любуясь пологими зелёными холмами, чуть посеребрёнными ковылём и игрой облачных теней…

Холм

На одном из склонов мы обнаружили кустики тёмно-красных диких пионов… Красивые бутоны пиона тонколистного, занесённого в Красную книгу, жадно поедались крупными муравьями; в какой-то момент даже хотелось подавить агрессора, портящего такую красоту, но мы сдержались…

Пион тонколистный

Пион тонколистный, поедаемый муравьями

А с другой стороны, на поверхности водохранилища, кипела птичья жизнь… Пролетали цапли, вдалеке белел лебедь, а в камышах глухо и мощно ухала выпь… Птичьей мелочи же временами было столько, что рябило… Я заметил и мощные всплески на мелководье, правда, определить вид этого возмутителя рыбацкого спокойствия не удалось, но факт остаётся фактом — здесь много и рыбы… Только вот не знаю, вроде этот водоём зарыблен со всеми вытекающими отсюда последствиями, однако нигде предупреждающих плакатов я не увидел…  И это здорово — они бы испортили красоту этих берегов...

Берега водохранилища в Лысогорке

Мы решили вернуться обратно по берегу, пройдя у подножия меловых столбов… Тут находится небольшая пещерка, но на этот раз мы туда не заглянули… Мы прошли по кромке меловых осыпей и воды, причём пару раз я подскакивал от визга моих девушек, пугавшихся всяких прыгающих вполне мирных земноводных… До сих пор не могу понять генетического женского страха перед мышами и лягушками…

Я заметил, что полку отдыхающих на берегу прибыло — прибавилась группа велосипедистов, весьма серьёзно снаряженных. Это оказалась группа с форума Велоростова, включая и моего знакомого Александра, который теперь координирует наши совместные действия… Мы немного поговорили — посетовали, что ни у Велоростова, ни у Донских зорь не получилось задуманного похода на севере Ростовской области; обсудили ближайшие планы и попрощались… Я перешёл через бугорок и тут уже начал знакомиться вживую со своими собеседниками с форума Ростовских мам… Обменялись впечатлениями — им тут очень понравилось, понравилось и детям… Одно удручало и их, и нас — обратная дорога по раздолбанному асфальту…Мы договорились попробовать другие пути и обменялись телефонами для связи…

Пора было в обратную дорогу — мы намеревались по дороге заехать ещё и на южные выходы мела. Через десять минут, остановившись в названном месте, мы, затаив дыхание, сидели в машине и тихо снимали разгуливающего рядом золотого фазана… Этот петушок был не особенно пуглив, правда, наше пристальное внимание к нему всё же вынудило его лениво перелететь на другой берег Тузлова… Всё же, какая красивая птица!

Фазан на зелёной траве

Я полез к обнаруженному в прошлый раз изображению на меловой скале. Да, на покрытой тёмными пятнами плоскости мелового выступа ясно проступало изображение нескольких окружностей, вписанных в квадрат… Когда я, наконец, вскарабкался до нужного выступа, то увидел рядом, почти под этим рисунком, небольшую площадку с углублением… Можно гадать, когда появился этот рисунок и когда появилась эта площадка и что это — ритуальное место или место отдыха «двух трактористов, напившихся пива»?

Рисунок на меловом выступе

Площадка под рисунком с углублением

Я давно хотел поближе рассмотреть, что представляют собой линии, образующие рисунок. Понятно, что это выскобленные участки на обросшей лишайниками плоскости. Но в голову не приходит, когда именно это было сделано...

Так выглядят линии рисунка

В это время внизу, на дороге, появилась группа Велоростова, направляющаяся в следующий пункт своего маршрута — Матвеево-Курган… Я мысленно пожелал им удачи и полез на меловую скалу повыше, чтобы снять окрестности.

Велоростов на маршруте

Вид на Лысогорку

Через пару минут я начал спуск по меловой осыпи — время уже поджимало, а ещё больше — поджимал желудок, требующий компенсации за непомерный расход калорий… Однако, ему пришлось потерпеть — мы решили поесть не в машине, а где-нибудь в живописном месте… И это место оказалось только за околицей последнего дома в Каршенно-Анненке, в густой траве под раскидистым деревом, в нескольких метрах от огромных благоухающих зарослей сирени…

Телята на пастбище

За околицей

… И вот мы едем обратно, с твёрдым желанием свернуть с этой невменяемой дороги уже просто куда угодно. Решаем свернуть на Почтовый Яр и опять стоим несколько минут, фотографируя гуляющую на лугу индоутку… Вечернее солнце уже начинает окрашивать луга и ленту Тузлова золотистыми оттенками; мы проезжаем через небольшое селение, и поднимаемся на холм по дороге, вымощенной древней брусчаткой… А вот и искомая просёлочная дорога, да не просто дорога, а натуральная автострада, шириной в две-три полосы, и… идеально ровная!

Понятно, конечно, что если хороший дождик пройдёт, тогда уж лучше сюда не соваться; но в сухое время — это лучший выбор… И по всему видно, что это довольно старая дорога; по обочине растут огромные тополя… Немного проезжаем и тормозим — нельзя же проехать мимо таких фотографических красот!

Просёлочная дорога на Султан Салы

Эта дорога имеет только один недостаток в сухую погоду — пыль от встречных машин.

Здесь легко можно ехать со скоростью 90 км/ч; так мы проезжаем несколько десятков километров и тут наступает вообще рай — появляется прекрасный асфальт. Мы уже представляем, что скоро будем уже в Ростове, но нет, не всё коту масленица —после того, как вправо уходит развилка на Чалтырь, начинается дорога с покрытием из ракушечниковой тырсы… Мы не вписываемся в укатанную часть из-за небольшой ширины между колёсами «Оки» и до самого села Султан Салы трясёмся мелкой дрожью… В момент нашего прибытия на главной улице происходит построение и развод коровьего стада, возвращающегося с пастбища, и мы оказываемся внутри этой процессии… Останавливаемся у разрушенного армянского храма Сурб-Геворк на окраине села и идём фотографировать…

Храм Сурб-Геворк в селе Султан Салы

До Ростова тут совсем близко, вскоре мы въезжаем в Ростов и «уходим по Оганова (с)», избежав на этот раз традиционного стояния в пробке на улице Особенной… Обнаруживаем, что в Ростове только что прошёл ливень… Вскоре мы уже дома — усталые, но довольные; столько красот за один день увидеть не часто удаётся…

Copyright © 2010 Борис Панасюк

Tags:

пока 19 комментариев...

Re : Лысогорка в мае

Борис, спасибо огромное за интересный рассказ и фотографии! Лысогорка - это чудо!

Елена в   03.06.2010 11:33

Хорошо, когда мечты сбываются: даже, если не твои собственные!
Елене: А сколько таких лысогорок вокруг! Жизни не хватит все увидеть, все узнать. Но, согласитесь, к тому надо стремиться.

selivan в   03.06.2010 17:15

Re : Лысогорка в мае

Приятно, что эти опусы кому-то ещё нужны... Это даёт силы... Спасибо!

selivan: хоть ты это осознаёшь, но... в эти выходные, я уверен, ты будешь просто потрясён... Хватило бы только времени и сил все осмотреть и всё отснять...

traveller в   03.06.2010 17:46

Re : Лысогорка в мае

Борис, конечно, нужны! Не все мы можем туда сами приехать, что посмотреть на такую красоту. Я уже писала, в ч.1, что в Лысогорке провел свои последние годы жизни мой прадед, он был псаломщиков в храме, в 1937 году его арестовали, и больше его не видели. Я не поняла, была ли там церковь, нет ли ее фотографии? Если Людмилу крестили в храме с.Крюкова, значит, в Лысогорке не было церкви?

Ирина в   06.10.2010 14:39

В Лысогорке сейчас нет церкви, зато в Крюкове храм отреставрировали...
А Вы не слышали о подземном монастыре в Лысогорке от родителей? И о меловых каменоломнях?

Борис в   06.10.2010 19:03

Re : Лысогорка в мае

К сожалению, от родителей я ничего не могла услышать, т.к.мой дед уехал из этих мест еще до ареста его отца (т.е. моего прадеда). А что за подземный монастырь там был? Я знаю ,что в 1920-40 х годах существовала Катакомбная церковь, служители которой с 1920-х годов отвергли подчинение юрисдикции Московского патриархата (первоначально во главе с митрополитом Сергием (Страгородским)), обвинив его в сотрудничестве с коммунистическими властями, и перешли на нелегальное положение. Не она ли там располагалась? Или это был обычный Православный монастырь?

Ирина в   02.11.2010 0:13

Был два раза в Лысогорке, а в пещере не побывал. Замечательная пещера с духами. Находится на левом склоне балки выходящей к меловому карьеру.

fyfnjkbq в   03.11.2010 21:53

Re : fyfnjkbq

Это - в упрёк? ;)
Там до меня побывала группа ТАНАТ, с которой мы сотрудничаем - только вот свой рассказ о ней до сих пор не опубликовали здесь; никакая это не пещера, каменоломня-мелоломня закрытого типа... У них в ВКонтакте это подробно описано, всё там досконально проверено и отснято.
Насчёт духов - не ко мне...

traveller в   08.11.2010 7:48

Re : Лысогорка в мае

В Лысогорке раньше была церковь,потом её или снесли или она сама разрушилась,я не помню т.к. тогда ещё меня не было,но сейчас на её месте стоит школа.Я это точно знаю т.к. родилась там и прожила 18 лет.

СВЕТЛАНА в   03.05.2011 16:54

Спасибо за такое чудесное описание,там действительно очень красиво и ,то что вы представили на сайте лишь ничтожная часть всей красоты этого места.Я живу здесь и очень этим горжусь!

елена в   17.12.2011 0:10

Re : Лысогорка в мае

а я сегодня там была (из Таганрога), пруда нет, совсем. По дну течет меленькая речушка (дети в брод переходили, рыбу ловили). Может это сезонное?

Ольга в   01.05.2012 0:32

Re : Ольга

...Раз в несколько лет плотину открывают, и всё бывшее дно зарастает буйной растительностью. Потом водохранилище опять заполняется и выпускается рыба типа толстолоба, для которого таким образом подготавливается кормовая база...

Борис в   02.05.2012 20:25

Re : Лысогорка в мае

Большое спасибо за интересный рассказ и фото! Моя бабушка и родственники - все оттуда (Лысогорка, Кроково) Я там ни разу не была. Может кто-то знает семью по фамилии Кисленко? Прадеда звали Николай, прабабушку Анастасия. Было у них 7 детей (6 девочек и мальчик). До войны переехали в Ростов, но родственники там остались, бабушка раньше навещала их. Сейчас ей 88 лет. Итересно, может, есть кто знакомый?

Валерия в   25.07.2012 11:56

Здравствуйте,я сейчас проживаю в Лысогорке и учусь в школе,которая была построена на фундаменте церкви, на данный момент я пишу исследовательскую работу по теме,той самой церкви,и хотела бы обратиться ко всем кто что-то знает о ней или слышал.

Елена в   19.10.2012 14:13

Re : Лысогорка в мае

Елена, если еще интересно, то я расспрошу у бабушки. Она мне что-то рассказывала об этой церкви.

Валерия в   14.12.2012 8:42

Валерия в,спасибо,мне бы это не помешало,если будут какие-то результаты я буду очень вам благодарна.

Eлена в   27.01.2013 11:01

Re : Лысогорка в мае

Спасибо за рассказ, очень интересно, было бы здорово собрать все рассказы и комментарии о Лысогорке воедино. Прекрасно, что деревня живая и есть кому рассказать о прошлом.

Недавно нашла в списке крупных землевладельцев 1913 года, что этими землями владел Афончиков Григорий Васильевич. Слышал ли кто-нибудь о такой фамилии?

Евгения в   25.10.2013 12:26

Re : Лысогорка в мае

О Афончикове не слышал, бабушка с дедушкой здесь жили сейчас, дом остался, сам три года прожил здесь, чудесное место!!

Вячеслав в   04.12.2013 11:28

Ваше имя:
Ваш e-mail:
(Не обязательно) e-mail используется только для показа Gravatar.