Дневники путешествий Вход

Мечта сбывается
 Осень на Калитве
 Снежная поездка
 На двух колесах по тракту
 Прямоликие Криворожья

Архив

Поиск

Новый раздел

Новый познавательный портал о Донском крае

Дневники путешествий по Донскому краю

Новые записи в дневниках
мар 21

Опубликовал: Борис Панасюк
21.03.2012 20:39

Надо было начинать сезон — сидеть по домам в драгоценные выходные наскучило донельзя.  Правда, некоторые из коллег сезон уже открыли — Андрей смотался на Тёплый канал, — помочил лески в воде; а Алексей посетил Семикаракоры. Я же оставался в ранге лежебоки, что претило моей сущности.  И поэтому, в пятницу утром, мне пришла в голову идея посетить Гуково — Музей шахтерского труда, о котором я много слышал от своих коллег. А завершить поездку предполагалось полётом на Марс через широко известный в ограниченных кругах аномальщиков всея Руси страшный и зловещий Гуковский поворот...
Начало похода вышло несколько затянутым — я слишком быстро добрался на Старый автовокзал и около часа просидел в маршрутке, ожидая Алексея. С его приходом стало веселее, да и вскоре мы отправились в путь. Маршрутка Ростов-Гуково бодро бежала по М4; погода не радовала своей всеохватывающей серятиной, а после того, как мы проехали Новошахтинск и вовсе спустился туман... И — вопрос к метеорологам, — где ж обещанные +10 градусов по Цельсию?
И вот мы уже на Гуковском автовокзале. Первым делом было найдено заведение №1 и классифицировано, как «сортир» (для пожилых и благовоспитанных мальчиков и девочек сообщаю, что отличительным признаком этого вида является отсутствие дверей и присутствие некоторых артефактов).  Это сооружение имело одну замечательную особенность, а именно горизонтальную бойницу на задней стенке, пригодную для того, чтобы держать оборону при наступлении супостата с юга.  Если зайти сзади этого заведения, то вид и форма этой амбразуры вызывает у человека, воспитанного на советских фильмах о войне, непреодолимое желание  кинуть туда гранату...
...Мы не стали ждать маршрутку №2, а выбрали оптимальный вариант по такой погоде и настроению — такси. Обошлась нам эта поездка всего в 80 рублей, а если учесть, что мы узнали от водителя массу полезной информации, то такой вариант передвижения был принят на этот день за основной.
Мы вышли из такси в небольшом переулке. Путь к музею пролегал вдоль какого-то бесконечно длинного кирпичного забора. Справа — забор, а слева — симпатичные двухэтажные домики с заснеженными палисадничками и длиннючими сосульками на крышах...

Мы пришли слишком рано. У нас оставался ещё часок, чтобы погулять по обледеневшим улицам. И мы отправились по улице Шахтерской, чтобы найти какую-нибудь кафешку, где бы нам могли предложить чашечку горячего кофейку... Мы зашли на рыночек, прошлись по улице, развлекаясь пересчитыванием салонов красоты и точек по продаже сотовых телефонов, но ни одной кафешки не нашли...
Внезапно нашему взору представилось монументальное здание, переживающее свои не лучшие времена. Фасад был обезображен  нелепыми «тэгами» местных «бомберов» и неуклюжими потугами на граффити. Руки бы поотбивал за такие художества...

А с парадного входа это оказался дворец культуры «Антрацит»... Мне как-то всегда больно видеть здания, утратившие своё былое великолепие. И я всегда надеюсь, что всё-таки опомнятся местные власти, найдут деньги и отремонтируют эти дворцы; и хватит им разума и совести, чтобы не сдать их залы под офисы... И будут там дети учиться рисованию и музыке, ходить в кружки юных геологов и юных экологов... Или это время уже безвозвратно ушло?

Недалеко от дворца культуры был небольшой сквер с памятником Ленину. Мы обратили внимание на руку Ильича — ну уж какая-то здоровенная кисть у него...  Но к этому факту мы ещё вернёмся...

Один из двухэтажных домиков неподалёку оказался с интересным торцом. Мне, простите за вульгарность, «начисто снесло башню» от такого немыслимого сочетания архитектурных элементов и особенно — от надписи «Готика»...

Мы прошли ещё немного и оказались у Мемориала на Площади Победы. Он посвящен гуковчанам, не вернувшимся с фронтов Великой Отечественной войны. Больно кольнуло в сердце — Вечный огонь тут не горит...

...Мы пошли обратно. Покрытые наледью тротуары не располагали к длительным прогулкам; идти было скользко...

На рыночке нам всё-таки удалось выпить по стаканчику растворимого «Нескафе» от доброй коробейницы с термосом.  А когда мы вышли на Шахтёрскую, чтобы свернуть к музею, мы обнаружили детский магазинчик под названием «З айка». Нет, это не опечатка — именно так, — между буквами «З» и «а» явно присутствовал пробел. По табличке в витрине выяснилось, что магазин назывался «Знайка». Буква «а» отвалилась по какой-то причине, однако, без неё тема детства в названии только усилилась и даже стала конкретнее и понятней современному ребёнку...

И вот мы в музее, и обаятельная Анастасия Николаевна ведёт нас вперёд. Музей — очень большой; большое количество залов и экспонатов. И что совершенно уникально — он даёт представление о том, что такое добыча угля. Много неожиданных и интересных экспонатов, например, бюст Ленина из цельного куска угля или символ музея  — «Кристалл угля»...

Я намеренно не буду пересказывать того, что узнал во время этой экскурсии; обязательно надо услышать и увидеть это всё самому... Впечатлила полнота раскрытия темы добычи угля...  От первых жутких шахт-«мышеловок»  до современности. Единственное, что должно открыться каждому самостоятельно — это понимание того, что труд шахтёра — это ежедневный подвиг, и что эти люди достойны самого глубокого уважения.

Всеобъемлюще представлено горное оборудование — всё реальное, боевое; некоторые залы впечатлят даже людей с начисто отсутствующим воображением...  Гуковский музей — единственный в России, в котором есть такая коллекция техники... А всего в музее 15 залов, посвященных шахтерскому труду...

Интересная деталь — чтобы  позвонить с такого телефона, шахтёрам приходится такскать с собой специальную палочку — пальцы в отверстия диска не помещаются... И тут я вспомнил руку каменного Ильича... Скульптор, вольно или невольно, сделал ему соответствующую шахтерскому городу руку...

А вот ящик с сортами антрацита — «кулак» , «орех», «мелкий», «семечка» и «штыб»...

Пятнадцать залов, посвященных угледобыче — далеко не всё. Остаётся ещё почти 20 залов! Природа, археология, палеонтология, казачество, коллекции костюмов, минералов...  Залы, посвященные Великой Отечественной войне, городу, швейной фабрике; основателю музея — краеведу Л.И. Микулину...

Картинная галерея, народное творчество; коллекции хохломы, часов, различные тематические экспозиции...

Есть поразительные вещи — например, вот эта икона... Присмотритесь внимательно...

...Больше полутора часов длилась экскурсия, но они пролетели, как один миг.  И в этом — огромная заслуга нашего экскурсовода - научного сотрудника музея Анастасии Колтуновой. Огромное спасибо ей — за живой рассказ, знания и обаяние.

Тепло попрощавшись с радушными сотрудниками музея, мы отправились подкрепиться в рекомендованное нам кафе «Луч».  Интерьер, чистота и кухня действительно оказались на высоте.
Наш сытый вид не понравился поджидавшей на выходе из кафе собачонке, и она облыжно облаяла нас с ног до головы.
Мы поймали очередное такси и я произнёс заранее заготовленую фразу: «На Марс, пожалуйста...» Если кто не знает, то объясню: в Гуково есть посёлок, который называется Марс, безо всяких кавычек. Здесь даже побывала экспедиция «Космопоиска». А исследовали они Гуковский поворот, который считается аномальным местом из-за большого количества автомобильных аварий.
Моё мнение, как я понял по комментариям к предыдущим рассказам, никого не интересует. Каждый ищет для себя своё аномальное место, где ему удобней. И поэтому, господа, продолжайте млеть от «менгиров» Керчика-Саврова, продожайте искать вход в «Кабяково гарадище» и тамошнего «крокодила» или «Цербера», а мы просто пройдёмся по обочине шоссе и расскажем, что мы увидели на этом заурядном шоссе с небольшим поворотом..

Мы высадились там, где на трассу выходит улица Лунная, и пошли, можно сказать, по орбите, то есть по бордюру. А справа от нас был Марс...

Идти было не просто. Тротуара тут не было, а небольшое пространство между дорожным бордюром и грязными придорожными кустами-деревами было завалено чёрным грязным снегом толщиной сантиметров в тридцать, который временами проваливался под нашими шагами. Пикантности прибавляли также проносящиеся мимо автомобили, извергающие из под своих колёс грязные бризы.

На первый взгляд, жизнь на Марсе отсутствовала. Людей не было видно; дежурных собак тоже — нас никто не облаивал... И лишь когда мы проходили последнюю улицу, вдалеке были замечены две неясные фигуры, передвигающиеся по странной траектории, как бы пританцовывая...

Туман усиливался. Придорожный пейзаж вызывал тоску, которую усиливали вороны, в превеликом множестве обитающие в близлежащих посадках.

Мы дошли до места, где собственно и начинался тот самый поворот...

Венки у обочин российских дорог... Времена трудно отделаться от мысли, что ты едешь по кладбищу...

И тут мы стали свидетелями сцены, которая многое объясняет. Едут спокойно по шоссе машины, и вдруг сзади вырывается какой-то уродец, резко виляет на встречку — да так, что у него правые колёса отрываются от земли, и газует со всей дури, обгоняя три-четыре машины... И это — при таком тумане и при такой скользоте... Нет, не в аномалии этого места тут дело...

Кстати, опрошенные нами водители оказались такими же пессимистами, как и мы...

А вот дерево с кривой веткой...  Аномалии деревьев часто приводятся, как доказательство аномальности того или иного места. Но это — единственное на этом участке дороги, да и довольно далеко и от дорожного полотна, и от, собственно, поворота...

В тумане еле виднелась недавно построенная тут церковь...

Ещё немного усилий, и мы оказались на автовокзале, где совершили ошибку, позарившись на рейсовый автобус Гуково-Ростов.

Лучше бы мы подождали ещё час и сели на свою маршрутку...

Copyright  © 2012 Борис Панасюк

Tags:

пока 15 комментариев...

Re : Воскресный день в Гуково

Стыдно признаться, что никогда не был в этом музее. Надо обязательно посетить вместе с семьей. Сыну будет интересно. Только аномальный поворот меня сильно настараживает.

Сергей Хилько в   28.03.2012 14:57

ух ты. Отличный повод побывать в Гуково! А ещё я знаю, что шахтёры в массе своей честные и порядочные люди. Профессия накладывает отпечаток на характер. Иначе там нельзя.

kosmonavt в   03.04.2012 23:29

Re : Воскресный день в Гуково

Побывали в этом музее 31.03.2012 командой джиперов, экскурсовод всё очень подробно рассказала, нам понравилось. Цены более чем лояльные: билет взрослый 10 руб, детский 5 руб, услуги экскурсовода 70 руб

serpol77 в   05.04.2012 8:50

спасибо за информацию очень интересно читаю как роман

Галина в   06.04.2012 8:33

Re : Воскресный день в Гуково

По Вашей "наводке"-новости были в прошедшее воскресенье. Сам Гуково совершенно не произвел впечатления "депрессивного шахтерского городка", как любят писать некоторые журналисты - зеленый, с аккуратной центральной улицей, и с дружелюбно показывающим в сторону дороги к музею памятником дедушке Ленину. Особенно впечатлила местная "Пушкинская" - улица Мира - тенистая аллея, мамы с детьми сидят. Да и дома-"хрущевки" (или похожие на них четырех- или пятиэтажки в районе бюста Георгию Димитрову) вполне ухоженные.

Сам музей нашли не сразу, "поблукали" по Гуково, да и из расспросов местных таксистов выяснилось, что далеко не все гуковчане знают о его существовании. Для интересующихся - фактический адрес музея - ул. Ковалёва, 49, однако по улице Ковалёва его сразу не видно - после № 47 идет сразу № 55, нужно немного во дворы заезжать. Телефон - (86361)-32607. Чтобы не толкаться по М4 (где сейчас еще и работы по прокладке Северного обхода в районе поворота на Щепкин делают), ехать можно и через Большие Салы - Новошахтинск - дорога средней "паршивости", но автомобилей мало, и проехать вполне можно.

Залы, посвященные шахте, впечатлили сильнее всего, смоделировано классно - клеть, того и гляди, сама куда-нибудь вниз поедет. Экскурсовод - умница, очень симпатичная девушка, и рассказывает на профессиональном уровне - обсудили и технические детали, и советский быт, и доходы шахтеров, и специальный шахтерский сленг - ездят, оказывается, на "козе", режет пласт и дробит уголь "Люся", а подающие породу на ленту манипуляторы транспортера назывались в народе "лапы Сталина".

Еще из необычного - расписанные супницы и паровоз с емкостями для выпивки, зал, стилизованный под "Малахитовую шкатулку" Бажова, внутренние помещения казачьего куреня, электрический трамвайчик для передвижения внутри шахты, и еще много чего.

В общем, если есть желание провести очередной выходной не за "пивасом" с рыбой, валяясь на диване, а интересно и познавательно - ехать обязательно.

Хотя уезжали с несколько тяжелыми чувствами - вспомнили, что добыча угля на соседней Украине в некоторых местах вернулась к детскому труду и шахтам-"мышеловкам" , показанным в экспозиции (в сети есть фильм про Украинский город Снежное - это совсем недалеко от Гуково), да и карта расположения открытых шахт со светящимися лампочками "до" и "после" производит тягостное впечатление. А выставленная в зале, посвященному ныне несуществующей Гуковской швейной фабрике, военная форма, не идет ни в какое сравнение с новой Юдашкинской - даже на ощупь гораздо качественней, как можно было "не выдержать конкуренции" ?

Гуковский поворот особенных "мистических" ощущений не вызвал - таких мест (с крестами и печальной статистикой аварий в одном месте) по России (например, в Воронежской области) множество. Рискну высказать предположение - возможно, дорожное полотно в данном месте несколько изогнуто относительно осевой линии, и при прохождении поворота автомобили "выстреливает" в створ дорожного полотна несколько сильнее и с большим ускорением, чем предполагает водитель. Возможно, следовало бы провести измерения линейных параметров дорожного полотна на соответствие ГОСТу - но кто, зачем и за какие деньги будет это делать - вопрос риторический.

P.S.:
Людям, которые в 1999 году сумели основать такой музей, и довести его до такого уровня - а, главное, имели желание этим заниматься - низкий поклон. Иначе, как "подвижничество", не назовешь.

seerozha в   02.05.2012 13:25

Re : seerozha

Сергей, согласен с Вами.
Насчёт поворота - такая версия рассматривалась, когда мы несколько лет назад там барражировали по этому участку... Надо проводить измерения, чтобы доказать её, но это надо только нам... И ещё - там не только один фактор, скорее всего - их сочетание...
Будете в Белой Калитве - проедьте на Дороговский; там есть подобная западня; правда, связанная с внезапным изменением уровня дороги...

Борис в   02.05.2012 20:19

Re : Воскресный день в Гуково

Спасибо, мы в район Белой Калитвы на грядущих праздниках собираемся - посмотрю обязательно.

seerozha в   03.05.2012 6:52

Спасибо за интересный рассказ о Гуково... Музей меня очень заинтересовал. И экскурсовод Аксинья тоже... очень заинтересовала. Никто не спрашивал - она замужем? ))
Проживая в Красном Сулине, я и не подозревал, что в Гуково есть такой музей. Казалось бы, реклама всюду, всего: товаров, услуг... А то что своё, рядом, понятное и сердцу необходимое - остаётся как бы в тени. Спасибо Вашему сайту, который я очень люблю. Всегда настроение на 5+ повышается, когда заглядываю сюда.

Есаул в   05.05.2012 1:15

Re : Воскресный день в Гуково

Ой ошибочка, ну прямо по старине Фрейду... не Аксинья, а Анастасия... вот так вот и выдашь себя...

Есаул в   05.05.2012 1:16

СПЕЦИАЛЬНОЙ палочки не требовалось! Диск шахтного телефона соответствовал по размеру диску обыкновенного уличного.
Его (телефонного аппарата) массивность объясняется тем, что корпус выполнялся во "взыробезопасном" исполнении (http://www.polyset.ru/GOST/all-doc/GOST/GOST-12-1-010-76/) .
Большинство шахт восточного Донбасса - это шахты "опасные по газу", т.е. из массива горной породы возможно выделение метана. Метан, это газ, который при смешивании с кислородом в определенной пропорции, вызывает взрыв.

Шахтинец в   07.01.2013 23:07

Re : Воскресный день в Гуково

Специальная палочка требовалась для кручения диска, т.к. трудовые руки шахтеров имеют несколько больший размер, чем наманикюренные "ручки" офисных работников. Ж-)

Антон в   24.02.2013 16:18

И тут Борис Панасюк успел! Жалко, что побывал лишь в музее (он в старом центре города) и нового центра города не видел (он в другом посёлке). Гуково - это конгломерат из 10 посёлков при шахтах. Я из Гуково, отец был шахтёром. Я бывал в этом музее дважды, но не в этом, а в его прообразе. Его создал при школе в пос. Октябрьском (1 км от автовокзала в сторону Ростова) учитель Л.И.Микулин ещё в 50-е годы. Нас возили в 4 классе. Всё было скромно и тесно. Экспонаты собирали школьники. Потом, уже будучи коллегой Микулина, я был в музее в ДК шахты "Антрацит", Микулин был в качестве экскурсовода. Он же - автор (с В.В. Нестеренко) книги о Гуково. По его просьбе я в музее оставил запись в Книге отзывов. Он мне жаловался, что обратились в Москву, чтобы сделать музей государственным, но в Москве глянули в энциклопедию, говорят: в Гуково всего 66 тыс. жит. - маловато для краеведческого музея, оставим его народным. Новых экспозиций я не видел. По поводу взрывов в шахтах: метана много в шахтах, где уголь - коксующийся, т.е. в нашем Донецке (там из-за этого закрыли 4 шахты из 5 в городе), и в Белокалитвинском районе. В Гуково и других городах В.Донбасса - не коксующийся, а антрацит, т.е. газа меньше. Газ взрывается не от смеси с кислородом (он всегда есть в воздухе), а когда вагонетка делает крутой поворот и реборда колеса из рельса высекает сноп искр. Если на шахтах СССР на каждый 1 млн т угля приходился 1 смертельный случай (а СССР добывал до 724 млн т в год), то в Вост.Донбассе - 2 случая на 1 млн т (в области добыча колебалась вокруг 25 - 35 млн т, в основном - 32 млн т, сейчас - всего 5 млн т). Из 62 шахт в области в последние годы оставалось от 13 до 15 шахт. По поводу мистики поворота никогда ничего не слышал, хотя с Марса в нашем классе училось по 6 - 7 человек. Может, профиль полотна не учитывает поворота и сделан обычно, без уклона вовнутрь, из-за чего слабеет сила сцепления с полотном? Когда строили дорогу, все ездили по 40 - 50 км в час и это было излишне. а теперь легковушки - не менее 100км в час. Чтобы город не завял, его включили в список моногородов, наметили создать два крупных завода, но что-то пробуксовывает программа. Наметили ввести и две новых шахты, но что-то тоже молчок.

АЕИ в   24.09.2013 16:56

Re : АЕИ

Я Вас прошу — оставьте в покое мою личность.
Если что хотите сказать по теме, тогда комментируйте.

Борис в   26.09.2013 11:06

Re : Воскресный день в Гуково

Бесконечно длинный кирпичный забор - это левая стена здания стрелкового ТИР-а, и по совместительству одного из помещений спортзала школы № 23.

Владимир в   23.12.2013 23:46

Спасибо огромное за репортажи! Скоро буду в тех краях, Ваши фото и информация очень вдохновляют! Спасибо огромное!

Татьяна в   30.07.2015 18:32

Ваше имя:
Ваш e-mail:
(Не обязательно) e-mail используется только для показа Gravatar.