Дневники путешествий Вход
   Лента путешествий  

 Без приключений
 Зимнее Провалье
 Елань моей мечты
 Жёлтая река
 У подножья белых гор
 Завтра будет весна
 На границах времён
 Хутор Дубовой. Век спустя
 Новые просторы
 Чудесное Мержаново
 Вдоль Кадамовки
 Сквозь ливни
 По донскому займищу
 В Чертково на кулички
 Пляжный отдых в Цимлянске
 Тайна камней Лепетюхина
 Утро на Песковатке
 Белая балка
 Ледяной туман
 Осеннее тепло
 Осенняя рыбалка на Дону
 Река, вода, гора
 По грязи к скалам
 На песчаном перекате
 Жаркий полдень – плоский свет
 Бросок по Левобережью
Майский калейдоскоп
 Весенний марафон
 Воскресный день в Гуково
 Мечта сбывается
 Осень на Калитве
 Снежная поездка
 На двух колесах по тракту
 Прямоликие Криворожья
 Мелеховская. Утро туманное...
 Мелеховская. По станице
 Осень среди скал
 Вечерняя прогулка
 Ночь на Чиру
 Каменная балка
 Мелиховская - Пухляковский
 Вёшенская. Лето-2011
 По берегам Калитвы
 На реке, на Быстрой
 Май у Авиловых гор
 Хутор Ленин
 Кости скифа
 Весенняя лихорадка
 Балка Дубовая
 Хутор Богачев
 Лёгкое дыхание зимы
 Просто на память
 Осень в пойменном лесу
 Грибы Донских степей
 Верхний Попов и Дядин
 Балка Западная
 Степная река Кагальник
 Скалы, гроты и красоты
 На древних просторах Подонья
 Волошинский пруд
 Станица Бессергеневская
 Каменская астроблема
 Золотые Горки
 Парамонов — Степной Кут
 Мелиховский юрт
 Парамонов: образцовая улица
 Верхнедонской район
 Большая Белая Круча
 Вот и зима...
 Зимний лес
 Фотоэкстрим +40
 Атаманское лесничество
 Вячеслав — Парамонов
 По балкам и родникам
 Хутор Донской Государев
 По каналам Левбердона
 К истоку Аксайки
 Туманы реки Калитвы
 Лысогорка в мае
 Мусорный ветер
 Весна Сухого Несветая
 Степь да степь кругом
 Выезд на грани весны
 Три Брата и Шар желаний
 Кагальницкие плавни
 Рыба горячего копчения
 Синий курган
 Рождественские катания
 Городищенская лесная дача
 Жемчужина Северского Донца
 Донбасский коктейль
 Да, скифы мы...
 Остров Куркин
 Галопом по Калитве
 Раздорские склоны. Ч.3
 Раздорские склоны. Ч.2
 Раздорские склоны. Ч.1
 В тоннелях Большого Лога
 Фотоэкстрим
 О камнях и не только... Ч.2
 О камнях и не только... Ч.1
 Тайны горы Городище
 Верхний Дон: от М до М
 Каменный
 Кундрюченский анабазис
 Вброд и вперёд!
 Дорога в никуда
 Морская — Мержаново
 Рыбалка на Верхнем Дону
 Три дня вдоль Тузлова
 На склонах Мержаново
 Фидер за третьей косой
 Затерянный мир
 Большой Камень
 Прогулка по Белому Каньону
 Другая гора Городище
 Донец. Рыбалка в октябре
 За судаком и щукой
 Река Сухая
 Каменное поле - отгадки
 По следам метеорита
 Дикий мир Моря
 Типичные кучугуры
 Гребля и Море
 Владимировский карьер
 Большая Излучина Дона
 Загадки каменного поля
 Дикие камни горы Городище
 Белая Калитва. Две Сестры
 Белая Калитва. Пигарька
 Вдоль Дона на велосипеде
 Ростовский Стоунхендж
 Лучшая осенняя рыбалка
 Аксай. Таможенная застава
 Старочеркасск. Ратная церковь
 Старочеркасск. Колокольня
 В ноябре под Багаевкой. Ч.1
 В ноябре под Багаевкой. Ч.2
 Старочеркасск. Собор
 Ночь на Дону
 В Манычскую за рыбцом
 Вёшенские хождения
 Вёшенская. Часть 3
 Вёшенская. Часть 2.
 Вёшенская. Часть 1.
 Крынка
 Путешествие в Багаевку
 Путешествие в Лысогорку
 Богудония
 Кобякова балка
 Прогулка по Зелёному острову


   По темам  

   Архив  

   Поиск  

   Новый раздел  

Новый познавательный портал о Донском крае

 Дневники путешествий по Донскому краю
 
   Новые записи в дневниках  
окт 25

Опубликовал: selivan
25.10.2009 11:32 

Небольшая заметка из районной газеты.

Тайны милютинских курганов

О курганах больших и малых, разбросанных по донской степи, сложено немало легенд. Есть они и на территории Милютинского района. Высота курганов составляет от 1 до 3 метров.

Поводом к исследованию курганов северо-западнее слободы Маньково-Березовской летом прошлого года послужило строительство дороги Милютинская – Кашары. Для проведения археологических раскопок прибыла группа археологов. По словам археологов, это скифские, сарматские курганы, возраст которых исчисляется 2-4 тысячами лет. В курганах были обнаружены древние захоронения.

В кургане, расположенном ближе к лесу (балка Рассыпная), были найдены захоронения, возраст которых равен 4000-5000 лет. Захоронения находились в шурфах и нишах на разных уровнях. В одном из захоронений был обнаружен скелет мужчины. Как пояснили археологи, при жизни рост этого человека составлял примерно 2 метра 10 сантиметров (рост определили визуально по тазобедренным костям).


<Фотография не из газеты, её мне... подарили.>

В другом захоронении были обнаружены глиняные горшки темного цвета. Это говорит о том, что они были подвергнуты обжигу. Следует отметить, что в захоронениях не обнаружено изделий из металла.

Только в одном – нашли бронзовую брошь, относится к началу бронзового века.

В одном из захоронений, где была погребена женщина, найден кремниевый заостренный скребок. Им разделывали мясо, чистили рыбу.

Археологами был обнаружен череп со следами трепанации. Ученые предполагают, что ее могли сделать при помощи заостренных кремниевых приспособлений. Это свидетельстует о том, что в те далекие времена человек мог делать операции на черепе.

В кургане, который находится ближе к трангуляционной вышке, обнаружены захоронения, возраст которых 1000 лет.

Археологи пояснили нам, что захоронения обычно находились в одном месте, а по окраинам были поселения людей. Кроме того, наверное, были созданы условия для захоронения, которые смогли сохранить скелеты, так как кости практически не разложились. Возможно, это за счет грунта, наличия глины, ведь она практически не пропускала воду и воздух. Возможно, у древних людей были свои секреты захоронения.

Сейчас археологи скрупулезно изучают все находки, найденные при раскопках. Мы надеемся, что скоро узнаем о них много интересного.

Н. ПОЛЬСКИХ, учитель географии, руководитель кружка «Родные истоки» Маньково-Березовской средней школы.»


«...Во времени блеск и величье умрут,
Сравняются, сгладятся башня и пруд».

(Царевна из южнокитайской династии Чэн, в качестве дани отданная в жёны тюркскому хану.)

...Официально асфальтированная дорога на участке Милютинская – Кашары открыта была в 2007 году. На картах 70-х годов теперь уже прошлого, ХХ века, она уже была; на современных – её пока нет, обозначен просто просёлок.

Более-менее активное строительство началось в году примерно 2001-ом. Тяжёлой техники было задействовано немало (дорога получилась отличная), срыть какой-то курган – не проблема. Не знаю, уж по чьей инициативе – то ли, действительно, «археологов из Ростова», то ли местных районных властей – произошли раскопки.

И... думаю, надо вставить ремарку для «любителей». Люди у нас простые, добрые, гостям всегда рады. Как-то появились на Берёзовой «электрорыбаки», «клёв» у них был хорош. Правда, одна неприятность: приехали «рыболовы» на двух машинах и обе вдруг в одну ночь сгорели. Экспертиза показала: электропроводка замкнула... Это я к тому, что гробокопателей никто не любит – ни люди, ни Бог.

Курган, «который находится ближе к трангуляционной вышке», – по моему довольно дилетантскому мнению, был типичным доскифским могильным курганом. Их в наших местах – если приглядеться – великое множество. Иные уж запаханы и почти не видны, другие, что поближе к селениям – были запаханы раньше, лет 100 или 200 тому назад, и тоже почти не видны, третьи – «стоят, как молодые», заросшие типчаками или буркуном.


Курганы в степи – хороший ориентир для путешественника и истинное её украшение.


Иногда они стоят целыми группами.


Иногда стоят одиноко...
Этот вот расположился прямо среди поля, а поле – в междуречье Средней и Россоши.
Лет 20 назад, помню, он был повыше, и трактора тогда его тогда объезжали, а не перепахивали. Хотя – всё я как-то забываю –  даже тысячу лет назад поле это никто не пахал, его вообще здесь не было. Да и сама степь была не степью, а лесостепью. И ставили курган, может быть, на опушке берёзовой рощи. А если кургану три или пять тысяч лет, может быть, тогда и была здесь степь?...
И река текла по-другому тогда. И была ли она здесь вообще?..

Кстати, «новодел» лет так 50-ти (в данном случае я имею ввиду не курганы, а то, что внешне только похоже на курганы, как то: старая силосная яма или остатки какого-то строения, или – не приведи, Господи! – скотомогильник возле летнего коровьего лагеря) – внешне вполне отличается от истинной древности.


Иногда... курган, который – как и должно быть кургану – вполне «господствует над окружающим ландшафтом», с которого и вид открывается прекрасный, оказывается...


...обыкновенным «новоделом», хранящим в себе...


...следы совсем недавних времён.

Вот этот – совсем «неправильный». То есть, расположен он правильно, как говорится, «господствует над местностью». Меня удивило то, что весь он зарос... камышом, словно старый пруд, в котором давно и рыбы-то нет, остались только лягушки. Уже потом понял: здесь выходит на поверхность родник, кому-то он сильно мешал, загребли его разным хламом. Но родник всё равно рвется наружу: земля сырая и покрыта мхом даже в эту жару.

Кроме того – в размещении настоящих курганов присутствует своеобразная систематичность. Я имею ввиду не регулярность, а, скажем так, привязка к местности. Не раз случалось: вроде бы место знаю, бывал раньше – никакого кургана не помню. Еду сейчас – ба, да вот же он! Бывает, выросли вокруг лесопосадки или время почти стерло его с лица земли, но ещё виден, и стоит там, где ему и положено быть. К тому же, если не искать курганы целенаправленно: с картой крупномасштабной, с GPRSом, со снимками из космоса – если ездить по степи просто так, как я, например – куда глаза глядят (а глядят они сразу во все стороны, а потому езда иногда бывает со скоростью пять км в два часа); если не искать курганы целенаправленно – многие можно и не увидеть. Некоторые, конечно, трудно не заметить, а иной – рядом проедешь и не обратишь внимание: не то время года, не та погода, не то освещение, в конце концов – старый лисовин пытается поймать хотя бы одну мышку, уж замучился и ни на что не обращает внимания; молодой степной орел, желтея низом крыла, взлетел прямо перед машиной и пошёл, пошёл кругами набирать высоту, а этот «соневский» автофокус всё не поймё, что же я от него хочу; а здесь, по мокрому от ночного дождя песку, протоптал «серый брат» и в одном его отпечатке ещё осталась шерстинка с его лапы – недавно он здесь гулял...


Бывает, что курган виден только с определённой точки: можно проехать рядом и не заметить..
Этот я искал целенапрвленно. И если-бы не разрыв в лесополосе – точно бы не увидел, проехал бы мимо. Хотя, как знать, может быть увидел бы его с другой стороны: правда, там я ещё не был.


Эта фотография не к тому, что здесь где-то «спрятались» курганы – может быть, они поблизости где-то и есть. Точнее – они здесь есть, но пока не видны!
Просто: едешь, видишь эти странные камни, уж очень «нетипичные» – и сразу забываешь о курганах.

Вот так и получается: причин курган не заметить – немало.

...Самая «молодая» древность – сторожевые курганы: так, около 1000 лет, времён Хазарского каганата и Киевской Руси – и сейчас отличаются от других. Они повыше, поосновательнее и сориентированы с юга на север.


Таких облаков, как над степью в начале лета, – думаю, многие со мною согласятся, – больше нигде нет.
А запах-то, запах! Бедные парфюмеры, они, наверное бы, удавились...

Но что-то я так «лирически» отвлёкся, вернёмся к нашим курганам.

Тот, что с «трангуляционной вышкой» – типичный сторожевой курган времён расцвета Хазарского царства – стоит до сих пор. Где-то рядом с ним лежат кости четырёх (или более, четырёх – точно) незахороненных, не преданных земле – она сама их взяла в себя, они сами стали этой землёй и этой травой – красноармейцев июля 42-го года смерти, что на сутки задержали немцев на пути к Морозовску. И пока что только эта вышка и этот курган есть им памятник. Хотя, как известно, сторожевые курганы иногда возводились прямо на курганах-могилах древних богатырей.


Курган у слободы Маьково-Берёзовской «с трангуляционной вышкой».


На его вершине – довольно глубокая яма, непролазно заросшая диким тёрном. Кто её вырыл – древние строители кургана или древние «чёрные копатели», или появилась она гораздо позже (именно здесь был жестокий бой в июле 42-го) – я не знаю.


Вид с маньковского кургана впечаталяет.


И сам он тоже издалека виден.

...Так в степи иногда пересекаются дороги – и во времени, и в пространстве.

Ещё что заметил: на «молодых» сторожевых курганах почти всегда рядом с вершиной имеется углубление в почве – где побольше, где поменьше. Имею ввиду не следы подкопов древних гробокопателей (в этих случаях углубление на склоне кургана). Сторожевой курган – не просто какая-то насыпь, возвышение, он должен выполнять свою функцию – от сигнальной до бытовой, это не холм, это строение. И кто-то здесь нёс нелёгкую службу.


Яма на вершине кургана Сапун-гора. Её происхождение тоже мне не ясно. Но точно знаю: что в декабре 42-го здесь стоял немецкий танк. («Пушка длинная, а на конце её – вроде набалдашник, как чугунок приделали»).
Красная Армия так хорошо тогда нажала, что немцы с перепугу попёрлись через балку. Да только танк там так и застрял, воткнувшись стволом орудия в крутой её склон. Вытащить его смогли только в 53-ем году. Правда, некоторые «запчасти» до сих пор иногда вымывает из песка – особенно, если бурная весна.


Курган у Прорвы на реке Гнилой (у хутора Юдин) тоже отмечен ямой на вершине.


И сегодня с кургана видно далеко и... широко!

 


Один из Анюткиных курганов в давние времена явно подвергался разграблению: кладоискатели не могли его срыть целиком – как современные «археологи», а потому били шурф на склоне. Так было ближе, но, конечно, опаснее – могло ведь и привалить.


Тот самый маньковский курган «с трангуляционной вышкой», о котором речь шла выше, на южном склоне тоже имеет яму. Но выглядит она поосновательнее, на остатки шурфа не похожа, а если вспомнить 42-ой год – место хорошо для блиндажа или иного укрытия.

...Как-то на ночь глядя поехал в степь, оказался рядом с селивановской телевышкой. Здесь стоят два кургана (как-то слышал, их назвали Братьями: – А где Алексей Иваныч посеял подсолнух? – Да перед телевышкой, у Братьев.).


Братья. Правый Брат, похоже, в древности тоже был «подрыт». Степная дорога проходит между курганами, год от года то влево смещаясь, то вправо. Так вот, через тот курган, что справа, накатана колея: видно, не только я и не один десяток лет иногда так заезжаю на него – окинуть взглядом окрестности.

Ночь была как сажа. Над яром, что зовётся у нас Белыми Скалами – овраг глубокий и песок в нём белый – клубится туман и даже сыростью оттуда тянет (а днём жарило!). Где-то за Богачёвкой по полю шустро так ползает трактор, фарами иногда подмаргивает. Вдруг, действительно как-то вдруг – в ночи две пары красных огней. Да это же маньковская мегафоновская вышка! Левее – ещё две вышки, милютинские. Ещё левее, почти на юго-восток – в разрыве лесополос, кажется почти рядом – светится вышка в «Каменном». То есть, если бы не лесополосы, все эти курганы – маньковский (с «трангуляционной вышкой»), милютинские (у аэродрома Сельхозхимии и тот, что напротив юдинской Прорвы) и у Каменного (курган посреди поля и непонятные валы возле старой дороги на Морозовск) – всё это было бы видно и без бинокля.

А если повернуться лицом на север. Курган на Сапун-горе – практически рядом. Курган на Каменцах, что посреди поля – тоже недалеко. Убрать лесополосы – будут вполне видны и курган за Калиничевым прудом, и Анюткины курганы, и Кузнецовский курган (что за Водяной балкой). А если ещё смотреть не с дороги, как я той летней ночью, а наблюдать с вершины кургана! Вот такая получается «сторожевая реконструкция».


С Сапун-горы отлично видны Братья (на юго-восток)...


Если бы не современные лесополосы, с Сапун-горы и даже с любого из Братьев, видны были бы и Анюткины курганы.


По бытующей легенде, ревнивец-муж когда-то именно здесь зарубил топором неверную жену. Правда, говорят, совсем напрасно: Анютка ему никогда не изменяла, всё это – злые наговоры.


Адонис (по-русски – горицвет) цветёт здесь, на Анюткиных курганах, почти каждую весну.
Бывает – нигде его нет, а здесь – пожалуйста...


Это уже осень, по-моему – сентябрь: травы вызрели и выгорели...


В этих зарослях – один из трёх Анюткиных курганов. Кусты и деревья – дело, конечно, наживное, но сам он как-то больше похож на остатки какого-то древнего сооружения. Хотя: «это моё личное мнение», научно ничем не обоснованнное – только ощущения.


В разрыве гослесополосы видны Анюткины курганы.


Интересный курган у совхоза «Каменный».


Недалеко от него, у старого грейдера Боковская – Морозовск – Цимлянская, – остатки какого-то очень старого (однозначно, не «новодел») сооружения. Как я предполагаю – следы караван-сарая, что стояли по Аланскому шляху.


Курган у Прорвы на речке Гнилой.

И ещё добавлю. Эта цепочка очень уверенно прослеживается и на север, и на юг. Во всяком случае, от речки Нагольной до балки Нагорной я в этом убедился на местности.

Что курганов в нашей степи – как у ежа иголок, не удивительно, для меня во всяком случае.

Сторожевые: Аланский шлях (от Дербента в Муромскую страну), из Закавказья в Биармию, Гетманский шлях (с Волги на Киев), северный путь – им пользовались, когда южнее, ниже Каспия, шли войны и грабёж – из Китая на Аппенины (особым спросом шёлк пользовался и в Древнем Риме). А также «...как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным хозарам». Восточная граница Киевской Руси – в лучшие её годы – проходила именно здесь, и князья водили свои дружины по этой степи, как по собственному подворью.


Этот просёлок идёт от Анюткиных курганов к речке Нагольной.


Да уже от Анюткиных курганов виден высокий правый берег Нагольной.


Если между курганами провести воображаемую линию и стараться её в поездке придерживаться, попадёшь в посёлок с очень интересным названием...

Позже – и хан Чигиз, и Батый, и Мамай, и Тимур – курганов они не стороили, но дорога-то осталась.

Или совершенно недавние времена: «Сеяли мы у Анюткиных курганов. Вдруг – тачанки, конники. В первой тачанке – небольшого такого роста, чернявый, в папахе – человек: «Как проехать на Манькову?». Да вот туда-то. В Поляках зарубили милиционера и сельсоветчика – батька Махно!».

Ещё позже: Великая Отечественная, июль 42-го. В немецкие войска, рвущиеся к Сталинграду и под Боковской уткнувшиеся в заслоны 62-й армии, поступила директива Гитлера: с 13 июля повернуть на юг, не дать Красной Армии отойти к Сталинграду и на Кавказ. От Боковской почти строго на юг – узловая железнодорожная станция Морозовск (то бишь немцам от Боковской сначала надо выскочить на Селивановскую). Но несколько вермахт промахнулся: в степи нет указателей (я однажды, как ни странно, тоже так заплутал, правда, почти осознанно – в степи хорошо ездить по ощущениям), выскочили несколько «не туда», восточнее. А там, где «не туда» – с техникой «ни куда», автобанов здесь до сих пор нет. Надо бы немецким командирам не в карту смотреть, а просто двигать по грейдеру да поглядывать на курганы: этим дорогам – тысячи лет.

Курганы-могилы (памятники предкам): аратты и арии, готы (остготы) и гуннны, аланы и роксоланы, саки и азсаки (казсаки), скифы, сарматы (сарматы-гиппофаги), пернербиты и савроматы, россы, печенеги и половцы, и т. д., и т. п. (да диким это Поле никогда не было, даже в XIV-XV-XVI веках!). А «4000-5000 лет назад» – это что, древние киммерийцы?..

И... вернёмся к раскопкам... Разных глиняных черепков маньковцы натаскали себе немерянно. Некоторым повезло больше – удалось добыть древних горшков – можно, например, цветы туда поставить, для украшения интерьера. И воспоминаний надолго: «Видел я эту могилу. Да, мужик за два метра ростом, плечи – во, лапти – 47-го размера. В руках – меч, археологи замеряли – метр семьдесят! Представь: эту железяку не только с собой таскать, ей же ещё и махать надо!».

Более подробно – здесь.

Tags:

пока 9 комментариев...

Re : Да, скифы мы...

Сергей, ну очень интересно! А что Савельев? Что тут подтверждается, а что — нет?

Борис в   30.10.2009 1:12

Re : Да, скифы мы...

Однако! Вы допускаете столько грубых ошибок в своих рассуждениях, что даже бессмысленно Вас поправлять! Вы не удосужились изучить самые простые вещи, касаемые археологии региона... Мой Вам совет — отредактируйте материал!
За портал обидно!

Сергей в   31.10.2009 19:23

Re : Да, скифы мы...

Сергею.
Ошибки вполне могут быть – на то они и рассуждения.
Знаете, Сергей, с удовольствием изучаю и «самые простые вещи», и те, что посложнее – насколько они мне доступны. История и археология – науки, согласитесь, очень интересные, особенно применительно к родной земле. Так что... поделитесь своими знаниями и рассуждениями. Вот и отредактируем материал.

Борису.
Евграф Савельев упоминает эти места. По памяти: ... у слободы Маньковой, что на реке Берёзовой, до сих пор сохранились развалины такого караван-сарая.
Он же об Аланском шляхе пишет, что тот шёл... от Дербента... через Великий перелаз... по правому берегом Цымлы... по водоразделам степных рек... почти строго на север... до переправы у нынешней станицы Еланской...
Но караван-сараи – это Хазарский каганат, а шляхи (в смысле, степные дороги) будут постарше.
По евграфовским развалинам у Маньковой. Писалось это в 1902 году, с тех пор... много воды утекло из Берёзовой в Калитву. Есть одно место по-над Богачёвкой. Сейчас там сосновый лес, а когда было мне лет 12... На песчаном бугре (Богачёвка и Манькова славятся своими непролазными песками), прямо на перекрёстке двух дорог – десятка полтора громадных тополей. Между ними всё изрыто, то есть ямы довольно большие были, как в фильмах про пустыню.
Больше всего меня тогда поразили эти громадные тополя да странные кирпичи, кое-где торчащие из песка. «Странность» кирпичей состояла в их необычной форме (почти квадратной) и необычном размере (гораздо больше тех, что привык видеть раньше).

selivan в   02.11.2009 10:10

Re : Да, скифы мы...

По курганам см. на "Донских зорях" – Список памятников археологии, поставленных на государственную охрану
и Владимир Яковлевич Кияшко, кандидат исторических наук, профессор кафедры археологии, истории Древнего мира и Средних веков исторического факультета ЮФУ. Из предисловия к изданию «Магистраль истории» — Археологические исследования в зоне строительства магистрального газопровода «КС Сохрановка — КС Октябрьская», 2006 г.

Савельев по шляхам:
«Дербентско-Аланский шлях, перейдя Дон у станицы Цымлянской, направлялся одною ветвью прямо на север, на Еланскую переправу на р.Дону и шел далее в страну Суздальскую, древнюю Мурому, другою уклонялся немного западнее, на переправу у ст. Казанской, а третьей шел прямо на запад. Одна ветвь его от Бабской переправы поворачивала на северо-запад, на р. Донец, мимо нынешних станиц Екатерининской, Каменской на гор. Бахмут и далее на Днепр. Сторожевые курганы показывают направление этих путей. Верстах в 30-ти севернее Цымлянской переправы на самом шляхе, между речками Россошью и Котлобанью, стоит большой сторожевой курган — Воровской. Фигура его дугообразная; на нем два малых кургана, как-бы две башни. На западной ветви шляха, в таком же расстоянии от переправы, на самом высоком пункте, при балке Вербовой, стоит очень большой курган под названием Бакрень или Синий Мамай. С этих курганов открывается вид верст на 40 и более. Видна вся задонская сторона до гребня, отделяющего р. Сал от Дона, и все задонские сторожевые курганы.

Евграф Савельев. Очерки по истории торговли на Дону.

На р. Березовой, при переходе через нее аланского шляха (близ слободы Маньковки), есть также следы какого-то древнего значительного кирпичного строения, вероятно, караван-сарая.

По местным условиям эти дороги имели в древности большие удобства и преимущества перед другими. Находящийся при этой переправе, на холме, с правой стороны р. Дона, против развалин древнего городища, громадный камень с высеченным на нем крестом византийской формы и греческой или славянской надписью, стершейся от времени, свидетельствуют, что путь этот был известен еще в ІХ в. по Р.Х. Следовательно, как крепость по левой стороне Дона, так и замок на противоположной были построены для охраны сходившихся к переправе по означенным путям торговых караванов. Подтверждением тому может служить еще и то обстоятельство, что от Цымлянской переправы, где Дон наименее узок во время разливов, в направлении пролегавших торговых путей, есть признаки многих других городищ, служивших как бы станциями для проходивших караванов, караван-сараями, так например, на р. Есауловский Аксай, в 45 вер. от Цымлянского и против вершин р. Большого Гаушана, на горе Улке, а также и большие курганы с признаками кирпичных построек по водоразделам р.р. Цымлы и Чира с речками Быстрою, Березовою, Большою Ольховою и Калитвою; курганы эти расставлены так, что видны один от другого. Из этих курганов являются особенно замечательными два, расположенные верстах в 30 каждый от переправы у станицы Цымлянской: один на север, на самом Еланском шляхе (Воровской), между речками Россошью и Котлобанью, другой на запад, по шляху к устью Донца (синий-Мамай или Бекрень), при балке Вербовой.
Курганы эти, надо полагать, служили сторожевыми пунктами для помянутой переправы и с вершин их сторожа-степняки, конечно, могли видеть башни выше описанной крепости и подавать, в случае опасности, условные сигналы, как например, зажигать маяки. На р. Березовой, при переходе через нее аланского шляха (близ слободы Маньковки), есть также следы какого-то древнего значительного кирпичного строения, вероятно, караван-сарая. Шлях этот далее продолжался на север, на Казанский перевоз через р. Дон. Недалеко от р. Вежи, на Чирском гребне, Казанский шлях пересекался другим древним большим шляхом "Гетманским", шедшим с Волги на Киев.

Самый старый и оживленный шлях по множеству движений был тот, который пролегал с юга на север из Армении и Иберии в древнюю Скифию и далее на север, в землю Суздальскую (Мурома)6). Это караванный шлях сарматский или аланский (Еланский). Он шел через Дарьялское ущелье, потом вдоль по Куме и далее мимо Манычских соляных озер7) на крепость у вершины Большого Гашуна и на переправу у станицы Цымлянской. К аланскому шляху примыкал другой не менее оживленный караванный путь – дербентский, называвшийся "абаб-баб", т.е. "ворота ворот". Шлях этот, пройдя Темир-Копы, т.е. железные ворота, у Дербента, от Терека сворачивал на Куму и входил вместе с аланским в Скифию, впоследствии Хазарию.

Кроме того, весь юрт Перекопской станицы изрыт ямами, рвами и другими земляными укреплениями, указывающими на происходившую здесь многовековую борьбу народов.»
и
«По местным условиям эти дороги имели в древности большие удобства и преимущества перед другими. Находящийся при этой переправе, на холме, с правой стороны р. Дона, против развалин древнего городища, громадный камень с высеченным на нем крестом византийской формы и греческой или славянской надписью, стершейся от времени, свидетельствуют, что путь этот был известен еще в ІХ в. по Р.Х. Следовательно, как крепость по левой стороне Дона, так и замок на противоположной были построены для охраны сходившихся к переправе по означенным путям торговых караванов. Подтверждением тому может служить еще и то обстоятельство, что от Цымлянской переправы, где Дон наименее узок во время разливов, в направлении пролегавших торговых путей, есть признаки многих других городищ, служивших как бы станциями для проходивших караванов, караван-сараями, так например, на р. Есауловский Аксай, в 45 вер. от Цымлянского и против вершин р. Большого Гаушана, на горе Улке, а также и большие курганы с признаками кирпичных построек по водоразделам р.р. Цымлы и Чира с речками Быстрою, Березовою, Большою Ольховою и Калитвою; курганы эти расставлены так, что видны один от другого. Из этих курганов являются особенно замечательными два, расположенные верстах в 30 каждый от переправы у станицы Цымлянской: один на север, на самом Еланском шляхе (Воровской), между речками Россошью и Котлобанью, другой на запад, по шляху к устью Донца (синий-Мамай или Бекрень), при балке Вербовой.
Курганы эти, надо полагать, служили сторожевыми пунктами для помянутой переправы и с вершин их сторожа-степняки, конечно, могли видеть башни выше описанной крепости и подавать, в случае опасности, условные сигналы, как например, зажигать маяки. На р. Березовой, при переходе через нее аланского шляха (близ слободы Маньковки), есть также следы какого-то древнего значительного кирпичного строения, вероятно, караван-сарая. Шлях этот далее продолжался на север, на Казанский перевоз через р. Дон. Недалеко от р. Вежи, на Чирском гребне, Казанский шлях пересекался другим древним большим шляхом "Гетманским", шедшим с Волги на Киев.
Самый старый и оживленный шлях по множеству движений был тот, который пролегал с юга на север из Армении и Иберии в древнюю Скифию и далее на север, в землю Суздальскую (Мурома)6). Это караванный шлях сарматский или аланский (Еланский). Он шел через Дарьялское ущелье, потом вдоль по Куме и далее мимо Манычских соляных озер7) на крепость у вершины Большого Гашуна и на переправу у станицы Цымлянской. К аланскому шляху примыкал другой не менее оживленный караванный путь – дербентский, называвшийся "абаб-баб", т.е. "ворота ворот". Шлях этот, пройдя Темир-Копы, т.е. железные ворота, у Дербента, от Терека сворачивал на Куму и входил вместе с аланским в Скифию, впоследствии Хазарию.»


selivan в   03.11.2009 15:58

Re : Да, скифы мы...

Еще милютинские курганы:

http://www.shakhty.su/2009/03/20/005/

Сергей в   09.11.2009 15:05

Re : Да, скифы мы...

Спасибо, с интересом почитал и посмотрел.
Сторожевые курганы впечатляют.

Степной Следопыт в   10.11.2009 19:34

Re : Да, скифы мы...

Конечно, здесь все автором описано несколько поверхностно. Кому это интересно - страничка Селивана: http://www.selivanovka.ru/s_historia/s_skifk/index_k.htm
А алано-дербентский шлях несомненно проходил в этих местах.
Спасибо.

Николай Туроверов в   20.02.2010 10:13

Re : Да, скифы мы...

спасибо! это мая родина .;древние курганы: моя деревня.раньше -ферма№2 с-з родина .рядом бакланов.от него в верх на север 1км есть курган.карты не хватило.

николай в   11.12.2010 14:53

Re : Да, скифы мы...

немного поправлю, правильно пишется триангуляция, а те срезанные треугольники пункты триангуляции

алексей в   16.10.2013 14:10

Ваше имя:
Ваш e-mail:
(Не обязательно) e-mail используется только для показа Gravatar.
Заголовок:
Комментарий:
Код безопасности
Введите код, который вы видите, в нижнее поле
Добавить комментарий   Отмена 

Реклама:
Дневники путешествий